Медикаментозные запоры

Запоры нередко вызываются приемом некоторых медикаментов и по сути своей подобны токсическим запорам при отравлениях металлами. Ряд препаратов известен как «медикаменты-обстипанты».

Мучительные запоры возникают при употреблении опия и опиатов (морфин, кодеин и др.). Под их влиянием тормозятся секреторная функция и перистальтика кишечника, замедляется продвижение пищевых масс, что приводит к запорам.

Холинолитики и ганглиоблокаторы, уменьшая тонус и двигательную активность желудка и кишечника и угнетая секрецию кишечных масс, также могут вызвать запоры.

Запоры с одновременной задержкой мочеиспускания могут возникать в первые дни приема некоторых антидепрессантов (амитриптилин и др.), седативных средств, ингибиторов моноаминоксидазы (ипразид и др.). В ряде случаев к запору приводит применение антацидов (альмагель, карбонат кальция и др.), некоторых мочегонных, миорелаксантов, дифенина и других препаратов. Запору закономерно способствует употребление ряда растительных средств (черника, черемуха, кора дуба и др.).

Больные, длительно страдающие запорами, нередко используют слабительные средства, которые со временем приходится употреблять во все больших количествах. Потеря воды и электролитов (особенно калия) при этом приводит к развитию слабости, апатии, вздутию живота. В этих случаях нередко наблюдается переход к хроническим поносам.